Художественное и прикладное Монтессори - творчество

1. Склонность к творчеству — это та сила, которая толкает на поиски нового, лучшего пути для понимания, настроения, выражения и сохранения.

Задача взрослых, родителей и педагогов — создавать творческое пространство каждому ребёнку в своей области и наполнить его значением, дать ему направление и улучшать его.

О природе творчества.

Творчество — это жизненная сила и энергия, которая заложена в каждом человеке на уровне его подсознания. Творчество присуще каждой личности как часть общечеловеческого наследия. Оно управляется правым полушарием, и его функцией являются: изобретательность, интуиция, находчивость, выражение чувств и сопереживание. Подавленная или дремлющая творческая энергия не представляет большой ценности. Для того, что бы творческая энергия воздействовала на отдельную личность или общество, она должна быть выражена.

Творческое самовыражение может пробуждаться в детстве, если создана среда, в которой творческие переживания являются его неотъемлемой частью, обогащающей повседневную жизнь. Предполагается, что творческие способности — это наследуемый потенциал человека, которым обладают с самого рождения. В ранние годы жизни этот потенциал подобно другим возможностям человека, растёт и развивается самопроизвольно. Если этот потенциал поддерживать, пока его рост самопроизволен, он будет продолжать расти и укрепляться. При этом подсознательные понятия и представления сочетаются с осознанными знаниями и умениями, и таким образом, обеспечивается стремление разума к индивидуальности и самовыражению.

Творчество может быть воспитано через хорошо подготовленную деятельность и окружающую среду. Такая среда должна хорошо обеспечивать возможности, материалы, умение и понимание, что является необходимостью для экспериментирования и развития творчества. Творчество как сущность не может быть описано, но может быть описан процесс, в котором оно выражается, и среда в которой это происходит.

Творческая деятельность является для ребенка средством самопонимания и самовыражения.

2. Пальчиковая гимнастика.

«Представление, что при любом двигательном тренинге...упражняются не руки, а мозг, в начале казалось парадоксальным, и лишь с трудом проникло в сознание педагогов». Н. А. Бернштейн.

Люди давно заметили, что движение рук и пальцев, которые сопровождаются короткими стихами, благотворно влияют на развитие детей. Русские народные потешки: «Сорока-Ворона», «Ладушки-ладушки» и др. являют собой самый яркий тому пример.

Ритмичные движения, выполняемые пальцами рук индуктивно, приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, в результате стимулируется развитие речи. Занимаясь пальчиковой гимнастикой, ребенок учит концентрировать свое внимание и правильно его распределять, учиться запоминать определенное положение рук и последовательность движений, т. е. развивается память ребенка.

При освоение упражнений, ребенок учится последовательно напрягать и расслаблять мышцы пальцев рук, в результате чего пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, что способствует успешному овладению навыков письма.

Создаваемый в ходе гимнастики благоприятный эмоциональный фон в группе способствуют налаживанию контактов между детьми и положительному настрою на продуктивную творческую работу.

3. Для каждого занятия выбирается одна из тем:

  • резание и склеивание
  • лепка
  • бумажная пластика
  • рисование
  • раскрашивание
  • объемное моделирование

Каждая из тем в течение учебного года отрабатываются несколько раз с различными материалами (разно-фартурная бумага, картон, ткань, глина, тесто, гипс, пластилин, гуашь, акварель, витражные краски и т. д.)

4. Работа в группе выполняется после общего объяснения темы, показа образцов и обсуждения деталей. Выполненная работа каждого ребенка оформляется в соответствии с замыслом. Иногда оформление может переноситься на другое занятие, т.к. составляет другой вид деятельности или представляет отдельный проект. Ни одна работа не оценивается, т.к. является бесценным воплощением внутреннего замысла ребенка и его труда.