Библиотека

Создать такие условия можно, если ребенку предоставить право выбора. Если ему не предоставлять право выбора, то ребенок не может выбрать. Например, если ему не давать конфет, то он не может хотеть их. Если ребенок никогда не пробовал что-то сделать, то он не может хотеть повторения этого процесса, поэтому обеспечить ему выбор- задача № 1. Из чего выбор? Из той деятельности, которая для ребенка актуальна, из того из чего он захочет выбирать, в чем у него есть реальная потребность, которая связана с его физиологией, с теми процессами, которые происходят в коре головного мозга. И когда мы создаем ему такой выбор, создается следующая задача: «Мотивация выбора». И создать ситуацию в организации этого процесса, когда эта мотивация любовью, интересом была бы первична, когда мы говорим: Ты можешь это, можешь это, если что-то не получается, то я тебе в этом помогу — это совсем иная ситуация. Когда ребенку дают право выбирать, потому что он может, а не говорят, что это он обязан делать — разница колоссальная. Тот опыт, который ребенок получает через действия мотивированные интересом и радостью он остается очень глубоко в сознании, как позитивный опыт и, не отдавая себе отчета, ребенок будет возвращаться к той деятельности, которая дала ему удовлетворение. При этом задача взрослых быть посредником: постепенно усложнять задачу, давать новые варианты и возможности использования тех же самых предметов.

Итак, у нас есть среда, есть выбор, есть мотивация. В этой среде здесь, в этих условиях, и в тех условиях, когда ребенок находится дома, можно говорить о реализации базисных потребностей психологического развития, которое есть у всех людей от момента рождения и до смерти они развиваются, совершенствуются и видоизменяются. Этих потребностей всего Пять. Все остальное — это производные от основных. Эти потребности проходят по так называемой «спирали». Так, например, 30-ти летний человек спит, ест совсем не так, как ребенок. Вообще, каждые примерно три года происходит смена такой «спирали» потребностей, хотя у каждого человека есть свои индивидуальные особенности развития. Все они проявляются постепенно в первые 3-4 года жизни и от того, как они реализуются в детстве, во многом зависит благополучие человека во взрослой жизни. Поэтому в наших группах действуют правила, дающие ребенку возможность удовлетворять свои базисные потребности.

1-ая базисная потребность, которая есть абсолютно у всех: потребность физиологического выживания (пить, есть, спать, ходить в туалет, находиться в тепле и т.д.). Казалось бы, что здесь обсуждать, что здесь можно придумать нового? Обсуждать есть много что и вот почему: многочисленные примеры из жизни детей, от рождения до нескольких первых лет жизни, проживших в дикой природе (так называемых детей «маугли»), показали, что эти случаи ни к чему хорошему не привели. Нет ни одного примера в мировой истории человечества, когда вот такой ребенок, который первые 3 года жизни провел в среде животных, стал бы человеком. То есть, в эти первые три года в психике ребенка происходит настолько много, настолько определяющими они являются, что откорректировать потом глобально уже нельзя ничего. Этот период от рождения до трех лет является фундаментом.

А вот Безопасность (2-я базисная потребность) в ощущениях малыша — это совсем не то, что зачастую кажется безопасным взрослому. Представления о безопасности меняются вместе с представлениями ребенка о себе. Сначала безопасно только там, где рядом мама. Потом там, где все знакомо и есть абсолютная стабильность и предсказуемость. Потом там, где я могу контролировать ситуацию и т.д. Поэтому наши группы до 3 лет — вместе с мамой (или папой). Поэтому все предметы имеют свое назначение и после работы возвращаются на свои места. Поэтому есть ритуалы приветствия, «круга», прощания.

Необходимо дать ребенку максимум самостоятельности в рамках безопасности для его жизни. Чем раньше мы ему это дадим, тем раньше он сам сможет корректировать все процессы, отказываясь от плохого и находя лучшее для себя и своих близких. Не вырастет из ребенка развитой личности, если с самых ранних моментов его жизни за него все решают и делают родители, бабушка, дедушка.

Когда ребенок рождается, у него уже есть свой темперамент, но у него нет ни знания предметов, ни способов их использования, ни механизмов эмоционального реагирования, он приобретает все это в процессе развития. Мы показываем первоначальное назначение предметов, первоначальный алгоритм, очень простой, состоящий из двух-трех движений, но который 100% приводит к заданному результату. И уже потом, освоив этот алгоритм, ребенок решает, что делать с этим дальше? Как это можно усложнить? Если ребенок сам не знает, как усложнить, мы ему поможем. В том числе сделать новый алгоритм, более многоступенчатый, как в итоге получить уже другой результат, но при этом, у него всегда есть возможность вернуться к первому успешному и гарантированному использованному опыту использования материала.

3-я базисная потребность — Безусловное принятие, любовь без условий — мечта каждого ребенка, да и взрослого тоже. Наши группы — обязательно разновозрастные. Так ребенок не чувствует постоянного сравнения результатов, он может учиться у других детей не участвуя в вынужденном соревновании «кто лучше, кто умнее, кто быстрее...». Каждый может работать в своем темпе, столько, сколько нужно именно ему и сейчас. Не мы оцениваем успешность ребенка, сам материал, содержащий в себе контроль ошибок, помогает ему понять, что получилось, а что — пока нет.

Эта точка безусловного приятия всегда пересекается с некими родительскими установками. Они бывают разные (27 видов). Мы обсудим некоторые. Совсем крайняя: «Не живи» никто, конечно, этих слов ребенку не говорит, это вытекает из повседневного общения: «Ты сегодня орал всю ночь, у меня теперь голова болит», «Болеешь все время, меня с работы скоро уволят, сколько можно на больничном сидеть», «Ты медленно одевался и мы опоздали на автобус» и т.д. Во всех проблемах взрослых оказывается виноват ребенок (все по мелочам) и в его подсознании складывается понимание, что, если бы меня не было, то у моих любимых людей все было бы хорошо!

Как реагирует организм ребенка на это — болезнями, в первую очередь, которые имеют психосоматическую основу: бронхиальная астма, всевозможные аллергии и диатезы, низкий иммунитет к простудным и инфекционным заболеваниям. То есть, ребенок начинает собирать на себя все, что можно собрать. Вплоть до травм, где другой ребенок пройдет нормально, этот обязательно что-то сломает. Организм ребенка не настроен на выживание. И мы видим, как на глазах меняется состояние здоровья ребенка, если вдруг ребенок начинает чувствовать себя любимым. Это абсолютно очевидная, доказанная психологами связь между болезнями имеющими психосоматическую основу и безусловным принятием.

Безусловное приятие вовсе не означает, что мы должны радостно откликаться на все безобразия, которые может делать ребенок. Это не означает, что мы не относимся к личностным проявлениям ребенка ровно и одинаково. Это означает, что мы его все равно сначала любим, а потом мы высказываем свое отношение к чему-то (его поступкам).

Пример: ребенок колотит вазочку за вазочкой, я понимаю, что ему интересно, как целое разделяется на части, и я не хочу, чтобы все мои вазочки превратились в крошки. Я ему говорю: «Солнце мое, я понимаю, что это тебе интересно, но допустить этого я не могу. Давай мы что-нибудь другое придумаем, давай скорлупки от яиц разбивать и посмотрим, во что это будет превращаться».

Другая форма, тоже крайняя: «Ты звезда», папа, мама, все-все для него, да ты самый — самый лучший и т.д. И когда ребенок, попадая в социальную среду, обнаруживает, что это совсем не так и делает выводы, что мама и самые близкие его обманывали. Он в своих «поступках» может обижаться на всех, кто так считал. «Я знаю, что тебе плохо, страшно, обидно. Я тебя люблю, и я тебе помогу, давай вместе подумаем как».

4-я базисная потребность — Потребность в уважении — проявление социального осознания себя. Одна из причин бурного протекания кризиса 3-х лет как раз кроется в том, что ребенок требует, чтобы с ним считались. В наших группах именно право свободного выбора деятельности является проявлением нашего уважения к детям. И, конечно весь стиль, и тон общения с малышами. Мы уважаем их. Мы уважаем вас. Мы уважаем себя. Поэтому у нас есть правило: " Мы друг другу не мешаем, если просят — помогаем" С 2,5 до 3 лет часто бывают критические ситуации. Например, при которой ребенок говорит: «Я не буду есть!!!». Здесь нет ничего страшного. Предложите ребенку: «Ты, из какой тарелки будешь есть? Из этой или из этой?», «Какой ложкой будешь есть, этой или этой?», «Ты сегодня будешь за обедом сидеть здесь или здесь?», «Тебе налить вот столько или вот столько?», «Ты сам нальешь, или я тебе налью?». При этом надо всегда последнее слово оставлять ребенку. Решение остается за ним, за его выбором. Почти все проблемы кризиса 3-х лет снимаются полностью за счет самостоятельного выбора ребенка.

5- я базисная потребность — Потребность в самореализации — это потребность быть творцом. Это двигатель науки и культуры. А для маленьких детей это потребность исследовать свои возможности, ведь они так быстро меняются!

Творчество — это заявление миру о том, на что я способен. Каждый человек интуитивно стремиться выразить себя в каком-то виде деятельности, в котором считает себя успешным. Для того чтобы это произошло, маленькому ребенку нужно много видов деятельности, в которых он мог бы себя попробовать, чтобы он решил: что я тот человек, который умеет переливать воду из кувшина в кувшин и не проливать при этом, я тот человек, который умеет строить башню из 10 кубиков, и она при этом не падает. То есть он не говорит это конечно словами, но своими действиями он каждый раз заявляет о себе как о человеке, который что-то может. Чтобы эта потребность сформировалась, нужно чтобы было что!

Мы можем часто наблюдать у них предельную концентрацию внимания и при этом процесс для них всегда важнее видимого результата. Поэтому наши материалы можно использовать много-много раз, постепенно усложняя задачу. Как эти базисные потребности могут реализоваться в деятельности, нам надо знать о реальных возможностях.
Еще очень важно учитывать, что в процессе развития мы можем наблюдать сензитивные периоды — периоды особой восприимчивости детей к тем или иным способам, видам деятельности; к способам эмоционального реагирования. Человеку никогда более не удается так легко овладеть некоторым знанием, так радостно научиться чему-либо, как в соответствующий сензитивный период. Замечены они были впервые у животных (классический пример с бабочкой и гусеницей), когда бабочка откладывает яйца на самой плотной части листа с обратной стороны (где толстые прожилки), чтоб они там могли крепче держаться, чтоб птицы не склевали, дождь не смыл. Вылупляются гусенечки совсем маленькие, у них ткани мягкие, зубы мягкие. Они должны умереть, потому что грызть плотную часть листа они не могут, но они выживают, за счет чего, что является механизмом адаптации — повышенная чувствительность к свету, она у них настолько повышена, что малейшее изменение света — они воспринимают сигнал туда ползти, они ползут, как правило, на самый край листа, где светлее всего, и именно там растущие новые клеточки, которые они могут своими зубами есть. Как только у них вырастают крепкие зубы, у них теряется особая чувствительность к свету, они на это больше не реагируют. Если это есть у гусениц, у человека это тоже есть. Есть внешние раздражители, которые заставляют нас делать определенные действия для того, чтобы включать те механизмы и психо-эмоционального регулирования и механизмы психических процессов, связанных с логикой, речью, мышлением, которые позволяют нам, потом выжить и в мире природы, и мире социума, приспособиться к окружающей жизни.

Сензитивные периоды

Границы сензитивных периодов не являются точными, у каждого ребенка они могут быть сдвинуты в ту или иную сторону на несколько месяцев

0 — 6 лет — период развития речи. На первом году жизни ребенок усваивает артикуляцию и интонационный рисунок родного языка. На втором году лавинообразно нарастает словарь ребенка, речь перестает быть ситуативной, происходит соединение отдельных слов в простые фразы, согласование слов, усваиваются многие грамматические нормы. 2,5 — 3 года — наивысшая точка: ребенок говорит многословными фразами, использует соединительные союзы и местоимения. Часто говорит сам с собой, чувствует, что нуждается в языке. К этому возрасту речь становится средством общения и средством управления поведением. Позже ребенок интересуется письмом и чтением. Поэтому в нашей среде есть зона речевого развития.

0 — 5,5 лет период сенсорного развития, утончения восприятия, органов чувств. Ребенок обладает почти всеми чувствами, присущими человеку, уже в момент появления на свет. Но предметное восприятие требует освоения сенсорных эталонов, умения использовать их при восприятии объектов окружающей действительности. У маленького ребенка нет сенсорных эталонов, вы ему говорите красный, зеленый, большой, маленький, горячо, холодно и это ничего не значит, чтобы это что-то значило ему нужно приобрести опыт сопоставления и восприятия и в этот период ребенок этот опыт приобретает. Предоставив ребенку, возможность с первых месяцев жизни развивать, утончать свои чувства, мы способствуем развитию его разума. " Чувственное восприятие составляет главную и едва ли не единственную основу умственной жизни« — говорит Монтессори. Зона сенсорики, наполненная пособиями для развития органов чувств, зона упражнений с водой — обязательные составляющие нашей группы.

1 — 4,5 года — период освоения движений и действий. Нормальное состояние бодрствующего ребенка — движение. Ограничение двигательной активности детей часто ведет к задержке психического развития. На первом году жизни ребенок осваивает собственное тело, учится управлять отдельными его частями, поворачиваться, садиться, вставать. Центральным пунктом этого периода является момент первого шага, то есть начало прямохождения человека. На втором году жизни ребенок осваивает действия с предметами, совершенствует движения руки. Действия становятся целенаправленными, движения совершенствуются, координируются, выстраиваются в алгоритмы. К 4 годам ребенок в состоянии освоить практически все виды движений, доступные взрослому человеку. Поэтому мы оборудовали в нашей развивающей среде специальные зоны — активного движения и развития движений руки, перехода от действия к деятельности и понимания причинно-следственных связей.

1,5 — 3 лет — период восприятия порядка . 2-2,5 года — наивысшая точка. Ребенок требует порядка, постоянства в окружающей среде, спонтанно ставит на место предметы, с которыми общался, с необыкновенной тщательностью, почти ритуально, выполняет различные действия, для него важна последовательность событий и стабильность в его отношениях с другими людьми. (Так проявляется потребность в безопасности) Поэтому наши группы имеют стабильный состав, и мы все возвращаем после работы на свои места.

1,8 — 3,5 года — период интереса к мелким предметам. Ребенок испытывает потребность интенсивного развития мелкой маторики пальцев и мускул руки. (А ведь это напрямую связано с развитием речи!) Он познает дробность мира, проживает механизмы анализа и синтеза. Пересыпание, просеивание, сортировки и мозаики позволяют ему полноценно использовать этот интерес. Все, что примитивно маленькое, вызывает безумный интерес у ребенка. Собирают все пульки от пистолетиков, маленькие камушки, песок руками да еще в рот и попробовать, горох, пшенка, манка — «на ура». Все, что можно разобрать на мелкие части отлично, и все, что можно куда-то запихнуть, все им это надо. И поскольку бороться с этим невозможно, это надо просто полюбить и это упорядочить и создать некий алгоритм использования мелких предметов. Это сделать необходимо в силу того, что если мы лишаем ребенка манипуляции с мелкими предметами; с одной стороны мы тормозим развитие речи, которое очень сильно связано с развитием мелкой маторики и с активизацией кончиков пальцев. С другой стороны мы тормозим логическое мышление, которое связано с процессом анализа и синтеза.

Анализ — это разделение целого на части — все более и более мелкие, синтез — это сборка целого из частей. Поэтому, сначала дети все пересыпают, разделяют и разбирают и только потом начинают собирать в одно целое конструкторы, пазлы и т.п. Поэтому в нашей среде много мелких предметов, особенно в «сыпучей» зоне — разделять, просеивать. Детям это нравится. Задача взрослых — следить затем, чтобы алгоритм постоянно усложнялся. Например, в баночку для специй пропихивать маленькие зернышки. Ребенку это интересно, т.к. это совпадает с его сензитивным периодом.

2 — 6 лет — период социальной адаптации. В этом возрасте ребенок начинает идентифицировать себя, уменьшается его зависимость от взрослого. Ему интересны другие дети, формы поведения в группе, отношения с взрослыми и сверстниками. Поэтому важно иметь постоянный коллектив — группу мам с детьми, которые знают друг друга по имени, знают особенности поведения каждого ребенка, как им играть вместе, очередность занятия с материалом. Дети все это «впитывают» и через некоторое время это становится их нормой поведения. Он осваивает манеры поведения, обиходную речь, ярко проявляет свой характер. Его поведение легко корректируется средой общения, внешним ритмом жизни, который становится потребностью. Ребенок «примеряет» на себя различные роли. Происходит интенсивное впитывание культуры. Поэтому часть работы в группе — коллективная. Это круги, изо-деятельность, праздники. Наши дети имеют впитывающее сознание — это особый, присущий только детям до 6 лет, механизм познания окружающего мира. Ребенок впитывает все окружающее как губка, без оценки и, не затрачивая на это усилий. Благодаря этому ему удается за короткий срок построить свою картину мира, получив при этом такой объем знаний, на освоение которого у взрослого ушли бы многие годы.

На наших глазах из маленьких и беспомощных дети превращаются в самостоятельных и уверенных в себе творческих людей. Нет ничего интереснее, чем ежедневно наблюдать за этим чудом. Давайте будем делать это вместе!