Библиотека

Детей учит то, что их окружает.

  • Если ребенка часто критикуют — он учится осуждать.
  • Если ребенку часто демонстрируют враждебность — он учится драться.
  • Если ребенка часто высмеивают — он учится быть робким.
  • Если ребенка часто позорят — он учится чувствовать себя виноватым.
  • Если к ребенку часто бывают снисходительны — он учится быть терпеливым.
  • Если ребенка часто подбадривают — он учится уверенности в себе.
  • Если ребенка часто хвалят — он учится оценивать.
  • Если с ребенком обычно честны — он учится справедливости.
  • Если ребенок живет с чувством безопасности — он учится верить.
  • Если ребенка часто одобряют — он учится хорошо к себе относиться.
  • Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным — он учится находить в этом мире любовь.

Обращение Председателя Общероссийского профессионального Союза Ассоциации Монтессори — Педагогов России Климановой Ларисы Юрьевны

Развитие любого ребенка подчинено достаточно универсальным законам и до рождения, и после. При этом очевидно, все дети — разные и имеют право оставаться разными, со своими способностями, характерами и темпераментами. Надо понимать, что они приходят в этот мир, чтобы прожить свою собственную жизнь, а не для того, чтобы продлить нашу. Для того, что бы ребёнок эту задачу выполнил, он должен раскрыть все свои способности, всё, что скрыто и в его генах и приобретено в некотором социальном опыте. Если эти закономерности учитывать, то организовать жизнь маленького ребенка на радость ему самому и окружающим не так уж сложно. В обычной педагогике есть программа, которую педагог пишет каждый дынь и отчитывается, что и когда он проводит. А если бы кто-нибудь проверил, а что из этого берет ребенок. Насколько это актуально и важно для него сейчас, насколько это соответствует его сиюминутным потребностям. Потому что ребенок живет именно сиюминутно. Он видит это сейчас и он это хочет, он отвернулся и ему хочется уже что-то совершенно другого. А мы себе поставили галочку, что мы провели занятия по развитию речи, а что в результате отложилось у ребенка, никто не знает. М. Монтессори пошла по другому пути, роль взрослого кардинально меняется: Взрослый не ведущий, а посредник ребенка по этой жизни. Ведущая роль принадлежит ребенку — ребенок получает опыт в результате этой деятельности: опыт понимания, опыт общения, социальных контактов. А взрослый находиться рядом и чуть-чуть позади и в нужный момент обращает внимание на то или другое. Но за руку ребенка по жизни никто не ведет, — как раз это естественное желание быть независимым от взрослого.

Читать продолжение...

 

Рекомендуемая литература:

"Помоги мне сделать это самому" Мария Монтессори
М., Карапуз, 2005. - 272 с. ("Педагогика детства")

Замечательный итальянский педагог-гуманист Мария Монтессори снискала мировую известность своим уникальным и действенным методом обучения и воспитания детей-дошкольников. Главное в этом методе - предоставление ребёнку полной свободы самовыражения и действий. В книге представлены статьи М. Монтессори, а также работы современных педагогов - её учеников и последователей.

Общаться с ребенком. Как?
Гиппенрейтер Ю.Б.  АСТ, 240 стр.

Малыш, который получает полноценное питание и хороший медицинский уход, но лишен полноценного общения со взрослым, плохо развивается не только психически, но и физически: он не растет, худеет, теряет интерес к жизни. «Проблемные», «трудные», «непослушные» и «невозможные» дети, так же как дети «с комплексами», «забитые» или «несчастные» - всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье.

Система М. Монтессори: теория и практика.
Сорокова М. Г.
Академия - 2006, 384 стр.

В учебном пособии с современных позиций рассматривается целостная образовательная система М. Монтессори и перспективы ее применения и развития. Раскрыты теоретические основы и методика воспитания и обучения по Монтессори. Для студентов педагогических вузов. Может быть полезно преподавателям, воспитателям дошкольных образовательных учреждений и родителям.

 

Самостоятельная  и  увлекательная работа дома
подробнее …